Когда в мире царит спокойствие, благородный человек не расстается со своим мечом.
У Цзы
1635 год, Япония.
Общество разделилось на 4 сословия: воины, земледельцы, ремесленники и купцы. Был определён кодекс поведения для каждого сословия, несоблюдение которого строго каралось.
Главным сословием считались воины-самураи, которые преследовали вполне реальную цель – обеспечить стабильность и дальнейшее существование клана. Самурай обязан беспрекословно подчиняться своему хозяину (даймён), почитать родителей и быть готовым по единому слову господина вонзить себе в живот вакидзаси. Путь самурая обретается в смерти. Каждый хочет жить. Но продолжать жить, не добившись своей цели – это трусость. В этом и есть суть Пути.
Самураи обладали огромным количеством привилегий. Отличительным признаком, указывающим на статус самурая, было ношение двух мечей.
Но в то же время некоторые кланы не занимались ничем, кроме войны, а содержать большую армию в условиях достигнутого было совершенно бессмысленно.
Проблема важности литературной подготовки для воина затронута во многих произведениях. Некоторые считали, что стремление быть образованным не утратило актуальность для самурая - идеал высокообразованного воина, способного достигнуть совершенства как в литературе и искусстве, так и в военном мастерстве.
Несколько отличается взгляд на этот вопрос у Като Киёмасы. В его посланиях говориться, что необходимо читать книги по военному делу, особое внимание уделять таким добродетелям, как преданность хозяину и почитание родителей. Зато занятия поэзией запрещаются: «Мужчина неизбежно уподобится женщине, если откроет сердце для подобной утонченной изысканности. Если ты воин, ты должен стремиться крепко держать в руках длинный и короткий мечи и умереть».
В то же время сегунат способствовал торговым отношениям с иностранными государствами и приветливо относился к христианству. Благодаря этому казна правительства пополнялось, а количество японских христиан росло. Однако безосновательные доносы и обвинения Англии и Голландии в адрес португальских и испанских купцов в попытках завоевать Японию, через распространение христианства, заставили самурайские дома пересмотреть свой внешнеполитический курс. Постепенно были наложены ограничения на выезд японских торговых лодок из страны. В 1635 году центральное правительство вообще запретило японцам покидать Японию или возвращаться обратно в случае пребывания заграницей.
Япония становится «закрытой страной».