О богах, буддах и поклонении им
Прежде всего, следует иметь в виду, что неверующих персонажей на этой игре нет и не может быть. Есть персонажи в той или иной мере суеверные. Могут существовать такие особо продвинутые господа, которые считают сказками и байками, например, истории про летающие головы, которые пьют кровь людей по ночам, - но и эти люди не станут подвергать сомнению существование богов и будд или мистическую значимость храма Тосёгу – места упокоения Токугава Иэясу.
В Японии в играемое время царит религиозный синкретизм: люди почитают разом богов-ками и будд с бодхисаттвами, регулярно путая и смешивая одно с другим. Любые приглянувшиеся буддийские школы, выбор личного ками-покровителя – в воле персонажей. Правда, существуют и запрещенные верования. Например, ямабуси еще со времен Ода Нобунага считаются вне закона – за зловредное колдовство. А еще прежде них в раздел зловредных были отнесены оммёдзи – которые сейчас уже скорее персонажи сказок, нежели реально встречающиеся колдуны. Ну и христианство, занесенное в Японию иезуитами, сейчас преследуется и выжигается каленым железом. Хотя, конечно, если что-то запрещено, это не означает, что его вообще не существует.
Нет человека, который бы не посетил на Новый год тот или иной храм, чтобы попросить для себя и своих близких удачи и божественного покровительства. Мало кто откажется от покупки амулета о-мамори, не защитит свой дом от пожара и грабежа специальными фудами, проигнорирует предсказание о-микудзи и не оставит в храме пожелание, написанное на особой дощечке-эма. Если персонаж не замечен ни в одном подобном действии, это может вызвать всякие подозрения на его счет. Кстати, доносительство – не порок... и даже не всегда большое свинство.
Пожертвовать в храм деньги, ценности, сакэ, плоды своего труда – деяние также крайне правильное, благое, а кроме того, повышающее статус в глазах соседей и коллег: храмы всегда не прочь похвастаться особенно ценными, красивыми и полезными дарами. Хорошие отношения с каким-либо храмом повышают шансы человека на то, что ему будет сопутствовать удача в делах, причем не только на мистическом, но и на вполне реально-социальном уровне: жрецы и монахи имеют немалый авторитет, замолвленное ими словечко дорогого стоит.
О-мамори: можно купить в любом храме. О-мамори бывают разные, как по стоимости, так и по функциям. Жрецы и монахи охотно объяснят, какой вам лучше подойдет. Это не такое дешевое удовольствие, но совершенно необходимое в быту. О-мамори как носят на себе, так и вешают в доме, его можно приспособить к какому-то конкретному предмету, на который вы желаете распространить милость и защиту богов.
Фуда: можно приобрести у монахов, в том числе бродячих, можно – вместе с подобающими заклинаниями. Монах может написать специально для вас особую фуда, персонально-ориентированную.
О-микудзи: купите предсказание в храме. Если оно вам понравится – носите его с собой, пока не сбудется, а потом не забудьте поблагодарить богов. Если не понравится – оставьте в храме там, где укажут служители. Таким образом вы как бы оставляете в храме свою недобрую судьбу.
Эма: возьмите в храме дощечку, напишите свое пожелание и повесьте на специальную стойку. Таким образом можно попросить не только добра для себя, но и, например, справедливости (=наказания) для кого-то, кто, по вашему мнению, творит злые дела. Однако непосредственно просить богов причинить кому-то зло нельзя.
Можно также заказать службу в храме по какому-то случаю. Случай может быть абсолютно любым: от необходимости поблагодарить богов за оказанное благодеяние до просьбы исцелить, послать богатство, хорошего жениха дочери, избавить страну от землетрясений и неурожая... или не страну, а ваши собственные владения, например. Понятно, что стоимость службы будет колебаться в зависимости от значимости случая и вашего благосостояния. Будучи человеком обеспеченным, пожадничать в данном случае – это гарантировать себе неприятности на мистическом плане.
Если в доме болезнь или какое-то несчастье, можно пригласить монаха, чтобы он прочитал молитвы и сутры непосредственно под вашей крышей, у постели больного и т.д. Лечение зачастую тоже может осуществляться монахами: сознание японца той эпохи не слишком различает медицинские и магические манипуляции. Прижигание моксой, воскурение благовоний, чудодейственные пилюли и чтение сутр – явления примерно одного порядка.
Если кто-то умер, следует обратиться к буддийским монахам. В некоторых сектах существуют даже обряды, гарантирующие, что душа дорогого покойника попадет прямо сразу в Западный Рай... Не стоит пренебрегать такой возможностью. В любом случае, проводить умершего желательно с помощью священнослужителей, и причем никак не синтоистских. Если вдруг непосредственно на месте нет такой возможности, то службу можно заказать и позже.
Храмы, как буддийские, так и синтоистские, закрываются с закатом солнца. Ночью никакие церемонии там не проводятся, за исключением некоторых праздников-мацури. Впрочем, буддистов, если очень-очень надо, можно и уговорить на ночной обряд. И уж точно ничто не мешает их круглосуточным бдениям на дому или в полевых условиях.
Домашние алтари (буцудан/камидан) имеет смысл оформлять в том случае, если вы делаете внутренние покои игровыми и при этом состоящими из нескольких помещений. Особенно это касается усадеб даймё и иных богатых домов. К домашнему алтарю просто так посторонние не допускаются, поэтому если вы не намерены отыгрывать особо набожного персонажа/семейство, алтарь моделировать необязательно.
Как именно воздействуют молитвы, амулеты, пожертвования, заклинания, монашеские бдения и прочие ритуалы на бытие персонажей, заранее никогда сказать нельзя. Веру и божественное благоволение невозможно измерить. Однако можете быть уверены, что воздействие существует и так или иначе проявится. Рано или поздно. В целом, можно сказать, что лучше предпринять ритуальные мероприятия, чем не сделать этого.
Разнообразные приметы, гадания у бродячих гадателей, самостоятельное изучение священных и магических текстов – тоже часть быта. И от этих вещей могут быть разнообразные последствия. Но тоже, разумеется, непредсказуемые.
О волшебных существах
Волшебные существа: кицунэ, тануки, тэнгу, каппа, рокурокуби, нопэрапон, оживающие чайники, зонтики, летающие штуки белой ткани, неупокоенные духи и прочие фольклорные элементы – безусловно, существуют. Где-то. Если вы их не видели сами, то точно видела минимум половина ваших знакомых.
Однако все это – совсем не повод для улыбок. Помните: встреча со сверхъестественным – это не смешно и не интересно. В абсолютном большинстве случаев это очень страшно. Зачастую – смертельно страшно. Все эти существа, как правило, не желают человеку добра. Самая лучшая стратегия при встрече с чем-то подобным – это быстро убежать. Или спрятаться, зажмуриться, перестать дышать и надеяться, что не заметят. Нужно быть очень-очень храбрым самураем, чтобы не испугаться, пройти мимо, а пуще того – заговорить с такой тварью. Некоторые шепотом добавляют, что еще и очень глупым для этого надо быть.
Слухи о том, что в предках той или иной семьи были, скажем, кицунэ – это слухи отнюдь не позитивные. Скорее всего, от членов этой семьи будут шарахаться, как от зачумленных. Ровным счетом ничего хорошего нет в таком родстве. Девушку из такого дома возьмут замуж только по очень большой, безрассудной любви, и то все вокруг скажут, что дело нечисто и не обошлось без приворотных чар. Начни вокруг твориться какая-то необъяснимая гадость, болезни, засуха, наводнение – и обвинят во всем именно потомков нечисти. Подобные семейные легенды обычно скрываются из соображений безопасности.
Невзирая на то, что заявки от игроков на роли сверхъестественных существ не принимаются, шанс когда-нибудь столкнуться с одним из них – ненулевой. Помните, что у нас не эпоха героев, не сказочное время, и вероятность при такой встрече расстаться с жизнью или рассудком – в тысячу раз выше, чем вероятность получить с этого какую-то выгоду. Возможно, вы знаете из сказок какие-то способы справиться с нечистью и даже смогли опознать, какая именно нечисть вам встретилась. Можете попробовать, если нет другого выхода, применить эти способы на деле. Нечисть сама вам скажет, что у вас вышло и чем все это для вас кончилось.
Если встреча с нечистью закончилась не в вашу пользу, обратитесь к правилам о смерти и посмертии.